Эксперты в области психологии утверждают, что импульсивные покупки часто являются результатом эмоциональных переживаний, таких как стресс, депрессия и чувство одиночества. Екатерина Шагина, заведующая лабораторией практических навыков Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета, отмечает, что люди иногда используют шопинг как средство психологической компенсации, что приносит лишь временное облегчение.
Еще одной причиной импульсивных покупок является страх упустить «выгодное предложение», даже если реальной потребности в товаре нет. Шагина подчеркивает, что маркетплейсы активно способствуют этому поведению, так как процесс покупки на онлайн-платформах происходит очень быстро, что усложняет осознание совершенного действия. Уловки, такие как геймификация, ограниченные по времени скидки и искусственный дефицит, только усугубляют ситуацию, вызывая дофаминовый всплеск и чувство азартного ожидания.
Для снижения рисков спонтанных трат психолог рекомендует придерживаться простого правила: «подождите 24 часа перед покупкой». Этот подход помогает избежать импульсивных решений и оценить реальную необходимость товара. Также эффективными мерами являются использование предоплаченных карт с ограниченным балансом, ведение списка желаемых покупок и строгий фильтр при выборе товаров.
Дополнительно, психолог Дарья Яушева подчеркивает, что шопинг на онлайн-платформах может стать способом ухода от сложных эмоций. Она отметила, что многие совершают покупки в моменты стресса, пытаясь таким образом быстро получить удовольствие. Эмоциональный процесс покупки в магазине отличается от онлайн-шопинга, где люди зачастую не осознают значения приобретения товара. В условиях неопределенности и социальной изоляции такая форма поведения становится особенно актуальной, предоставляя временное чувство контроля над ситуацией.