Согласно новому исследованию ВЦИОМ, около 46% россиян высказались против использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении детей в школе. Результаты опроса были опубликованы на официальном сайте организации, и они показывают значительное расслоение мнений по возрастному признаку. Среди молодежи, представленной «цифровым» поколением и младшими миллениалами, противников применения ИИ значительно меньше — 31% и 38% соответственно, в то время как среди старшего поколения, так называемого «поколения застоя», этот показатель достигает 53%.
Только 10% опрошенных заявили, что их дети уже используют ИИ в учебном процессе, в то время как 12% и 14% отмечают аналогичные случаи среди детей родственников и знакомых. Почти половина респондентов, 46%, считает, что ИИ отрицательно влияет на качество знаний, тогда как 24% уверены в положительном влиянии ИИ на усвоение материала.
Среди главных преимуществ использования ИИ для школьников были названы помощь детям с ограниченными возможностями (34%), расширение доступа к образованию в отдаленных районах (29%) и развитие цифровых навыков (26%). Однако респонденты также выразили опасения: 36% назвали снижение умственной активности, 31% — недостаток живого общения, 27% — уменьшение мотивации к обучению, а 26% обеспокоены риском плагиата.
Обращает на себя внимание и тот факт, что согласно другим данным, почти 85% студентов российских вузов прибегают к помощи ИИ, и 29,3% учащихся регулярно используют нейросети в учебном процессе. Комментируя результаты опроса, эксперт ВЦИОМ Георгий Рожков отметил, что данные отражают ключевой парадокс цифровой эпохи: технологический прогресс, расширяющий возможности человека, также порождает вызовы для традиционного образования. Социологи подчеркивают важность обучения критическому взаимодействию с ИИ, а не запрета его использования.