Система по борьбе с телефонным мошенничеством «Антифрод», разработанная Роскомнадзором, достигла значительных результатов в 2024 году, предотвратив около 606 миллионов звонков с подменных номеров. Как сообщил представитель службы по надзору, система проверила порядка 158 миллиардов вызовов.
В 2023 году система уже заблокировала более 756 миллионов подозрительных обращений, проверив при этом около 102,4 миллиарда вызовов. На сегодняшний день к системе «Антифрод» подключены 1 162 оператора, которые контролируют 99,6% всех телефонных номеров в России. Более половины операторов присоединились к системе в текущем году.
Дополнительно, другие защитные платформы, такие как «Защитник» от МТС, смогли заблокировать более 3,2 миллиарда нежелательных звонков. Мобильный оператор Мегафон предотвратил порядка 1,2 миллиарда вызовов, тогда как Билайн и Т2 заблокировали 27,2 миллионов и свыше 75 миллионов звонков соответственно. Чаще всего мошенники представляются работниками сотовых операторов, пенсионных и налоговых служб, а также банков, предлагая различные услуги и скидки.
Платформа «Антифрод» была запущена в январе 2023 года, и все операторы связи были обязаны подключиться к ней до конца февраля 2024-го. Генпрокуратура подчеркивала, что на телефонное мошенничество приходится 40% общего числа преступлений в России.
Система «Антифрод» работает путем автоматической верификации звонков: при поступлении вызова оператор запрашивает подтверждение у системы, который проверяет подлинность номера. В случае несоответствия вызов блокируется. Подключение к системе предоставляется бесплатно и осуществляется через облачные решения или адаптацию программного обеспечения на серверах операторов.
С запуском «Антифрода» наблюдается изменение в динамике мошенничества: часть злоумышленников переместила свою деятельность в мессенджеры, такие как WhatsApp. В будущем система будет разработана для выявления мошеннических действий и в этих платформах, что включено в проект «Информационная безопасность».