Согласно данным, более 30% выпускников инженерных специальностей в области радиоэлектроники предпочитают устраиваться менеджерами по продажам, а не разработчиками. Этот тренд вызван состоянием рынка труда, уровнем зарплат, социальными пакетами и карьерными перспективами. Генеральный директор холдинга SND Global Ольга Квашенкина отмечает, что нехватка практических навыков у выпускников делает сферу продаж более доступной и привлекательной, несмотря на растущие зарплаты инженеров.
Светлана Легостаева, генеральный директор консорциума «Вычислительная техника», согласна с тем, что стереотип о низких зарплатах инженеров теперь устарел. Молодежь также склонна выбирать сферу продаж из-за неосознанного выбора вуза и трудностей с стартом карьеры в соответствии с полученным образованием, добавляет вице-президент ГК «Аквариус» Айнура Кошоева.
Квашенкина подчеркивает, что выбор профессии молодежи также обусловлен структурными проблемами рынка: количество компаний, занимающихся разработкой в России, недостаточно, а многие просто перепродают иностранное оборудование. В результате при наличии квалифицированных кадров отсутствуют рабочие места для применения их навыков на высоком уровне. По данным Минпромторга, в ближайшие пять лет потребность в инженерах составит 600 тысяч человек. Однако 32–40% студентов не завершают обучение, и только 75% выпускников находят работу по специальности, отметил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.
В то же время ожидается высокий спрос на специалистов в IT-отрасли, особенно в разработке программного обеспечения и области искусственного интеллекта, что ставит еще более важную задачу по подготовке квалифицированных кадров.