Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет выпускникам колледжей и техникумов поступать в высшие учебные заведения без сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако ограничивает это право специальностями, схожими с программами обучения в среднем профессиональном образовании. Документ был опубликован 21 апреля на официальном интернет-портале правовой информации.
Закон, который был одобрен Советом Федерации 16 апреля, предлагает выпускникам средних профессиональных учебных заведений право на поступление по результатам вступительных испытаний, если направленность их образовательной программы соответствует специальностям бакалавриата или специалитета, представленным в вузах. Например, выпускник медицинского колледжа, изучавший «Сестринское дело», для поступления на программу «Лечебное дело» сможет сдавать только вступительные экзамены.
Конкретные условия будут определяться учебными заведениями. Если же профиль специальностей не совпадает, как, например, при переходе с «Бухгалтерского учета» на «Лечебное дело», студенту потребуется сдать ЕГЭ. Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга выразил надежду, что новые правила сделают процесс поступления более доступным для выпускников средних специальных учреждений. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Также ожидается, что новый закон поможет улучшить качество подготовки абитуриентов, поскольку в будущем будет акцент сделан на осознанный выбор профессии. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что около 41% абитуриентов в 2024 году, поступивших в вузы, будут выпускниками техникумов и колледжей, среди которых многие выбрали специальности, не соответствующие их образованию.
К этому нововведению добавляется и решение московских властей о увеличении числа бюджетных мест в колледжах до 37 тысяч, что обеспечит возможность бесплатного образования для девятиклассников. Кроме того, в этом году ученики смогут сдавать только два основных экзамена — по русскому языку и математике, что также направлено на повышение качества подготовки будущих студентов.
